МБОУ "Сирагинская СОШ"
Сираги
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность

    Что это? Функциональная грамотность обозначает умение ученика не только читать, но и понимать прочитанное, применять математические знания на практике, использовать свои творческие способности и др.

     Как развивать? Классический подход развития функциональной грамотности – учиться анализировать полученную информацию. Для этого необходимо выделять главное, выявлять логические связи, развивать критическое мышление.

    Суть функциональной грамотности

    Формирование понятия функциональной грамотности происходило на 1970-е годы. В то время данный термин обозначал набор навыков чтения и письма для решения текущих бытовых задач. В следующие 40 лет функциональная грамотность стала более важной, чем базовая. Она приобрела особое значение в обучении и развитии школьников.

    Сегодня функционально грамотные школьники являются показателем качества образования. Наличие академических знаний уже не достаточно для жизни. Упор сместился на способность использовать имеющиеся знания и навыки в определенных жизненных ситуациях.

    Характеристики учащихся с хорошо развитыми навыками функциональной грамотности:

    • способность успешно решать широкий круг повседневных задач;
    • умение общаться и находить решения в различных социальных ситуациях;
    • способность грамотно использовать основные навыки чтения и письма;
    • установление междисциплинарных связей путем изучения и оценки одних и тех же фактов и явлений с разных точек зрения.

    В целом, это междисциплинарный навык, связанный с результатами изучения школьной программы и, более конкретно, с универсальной учебной деятельностью (личностной, познавательной, регулятивной и коммуникативной). Это ключевое понятие ФГОС.

    Иными словами, функциональная грамотность – это не просто новое направление, а важнейшая тенденция развития образования в России и мире, которую уже сейчас должны учитывать все современные учителя-профессионалы.

    Разумеется, введение школьных знаний в реальную жизнь – это не то, что вдруг осознали специалисты в области образования, а то, что многие опытные и знающие учителя практикуют много лет. Оживленные дебаты на эту тему просто показывают, куда сместился фокус развития образования.

    Так, существенные изменения в ЕГЭ и ОГЭ в последние годы иллюстрируют влияние функциональной грамотности.

    Акцент делается не просто на знание фактов, дат и формул, а на их реальное использование. Упор идет на то, чтобы научить детей анализировать, систематизировать, отбирать и объединять данные, чтобы в результате получились определенные выводы.

    Связь функциональной грамотности и развития российского образования

    Стратегическая цель России – войти в десятку стран-лидеров по качеству общего образования к 2024 году. Для анализа этого показателя используется Программа международной оценки учащихся (PISA). Это международная программа, созданная Организацией экономического сотрудничества и развития для определения качества обучения.

    Она оценивает учащихся в возрасте 15 лет в форме теста, который проводится каждые три-четыре года. Рейтинг создается относительно практических навыков учащихся и их способности адаптировать полученные знания в жизненных ситуациях. Кроме того, он показывает уровень функциональной грамотности, а также экономический и социальный потенциал страны.

    Российские школьники традиционно находятся примерно в середине рейтинга либо выше среднего по различным областям тестирования. В 2018 году Россия заняла 18-е место из 79 стран.

    В 2022 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отказалась от проведения PISA в России. Рособрнадзор намерен заменить его на соответствующий отечественный тест уже осенью текущего года.

    В наш век, который некоторые философы и социологи называют постинформационным, недостаточно просто потреблять информацию. Мы должны оценивать ее критически и уметь фильтровать огромное количество данных, которые ежедневно льются со всех сторон. Так, недостаточно заучивать таблицу умножения: важно понимать математическую логику и использовать ее в повседневной жизни. Однако это тоже еще не все.

    РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:

    1. Еженедельные методические семинары ФГБНУ «ИСРО РАО» (ссылка на циклограмму проведения семинаров: Формирование функциональной грамотности (edsoo.ru)).
    2. ФИОКО — Открытые задания PISA (fioco.ru).
    1. Банк заданий для формирования функциональной грамотности (РЭШ).
    2. Руководство пользователю электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ.
    3. Видеозапись о доступе к электронному банку заданий ФГ: https://youtu.be/sXa29f7PLLE
    4. Видеозапись о создании мероприятия для обучающихся: https://youtu.be/JxMoPZE3E0w
    5. Видеозапись об экспертизе ответов учеников на открытые задания работы: https://youtu.be/cMtNpPKoWMM
    6. Материалы совещания в режиме видеоконференц-связи с представителями субъектов Российской Федерации по вопросам организационного и методического сопровождения работ по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и формированию функциональной грамотности обучающихся
      Ссылка на совещение          Ссылка на видеозапись ВКС     Презентация    Обновление ФГОС

    МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    1. Сборник материалов республиканского фестиваля «Затейник» «Функциональная грамотность: умные шаги вместе всей семьей»
    2. Методические рекомендации «Методические аспекты организации проектно – исследовательской деятельности в образовательных центрах «Точка роста»  по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся»   
    3. Понятие «Функциональная грамотность»
    4. Кейсовая технология
      Кычкина А.А., к.п.н., методист ЛФФГ ДИРО.
    1. Методическое пособие «Чтение — образовательная программа «Длиною в жизнь»».
      Кычкина А.А., к.п.н., методист ЛФФГ ДИРО.
    2. Методическое пособие «Мониторинг читательской грамотности»
      Кычкина А.А., к.п.н., методист ЛФФГ ДИРО.
    3. Методическое пособие «Функциональная грамотность «Учить для жизни: усиление жизненной востребованности содержания образования»»
      Кычкина А.А., к.п.н., методист ЛФФГ ДИРО.
    4. Мониторинг читательской грамотности. Рабочая тетрадь-пособие (5 класс)
      Автор-составитель А.А.Кычкина.
    1. Мониторинг читательской грамотности. Рабочая тетрадь-пособие (6 класс)
      Автор-составитель А.А.Кычкина.
    1. Мониторинг читательской грамотности. Рабочая тетрадь-пособие (7 класс)
      Автор-составитель А.А.Кычкина.
    2. Естественнонаучная грамотность (пособие)
    3. Креативное мышление особенности заданий
    4. Опыт. Формирование. Креативного мышления. Абдулаева О.А
    5. Особенности оценивания выполнения заданий по креативному мышлению учащимися
    6. Оценка креативного мышления
    7. Полезные ссылки _ креативное мышление 2022
    8. Кейсы по естественно-научной грамотности
    9. Кейсы по математической грамотности
    10. Кейсы по читательской грамотности
    11. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» 1-4 классы
    12. Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» 1-4 классы
    13. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» 5-9 классы
    14. Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» 5-9 классы
    15. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» 10-11 классы
    16. Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» 10-11 классы

    Родителям:

    1. Что нужно знать о функциональной грамотности (для родителей)
    2. «Что значить быть грамотным» Методические рекомендации для родителей и учителей

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике