Функциональная грамотность
Что это? Функциональная грамотность обозначает умение ученика не только читать, но и понимать прочитанное, применять математические знания на практике, использовать свои творческие способности и др.
Как развивать? Классический подход развития функциональной грамотности – учиться анализировать полученную информацию. Для этого необходимо выделять главное, выявлять логические связи, развивать критическое мышление.
Суть функциональной грамотности
Формирование понятия функциональной грамотности происходило на 1970-е годы. В то время данный термин обозначал набор навыков чтения и письма для решения текущих бытовых задач. В следующие 40 лет функциональная грамотность стала более важной, чем базовая. Она приобрела особое значение в обучении и развитии школьников.
Сегодня функционально грамотные школьники являются показателем качества образования. Наличие академических знаний уже не достаточно для жизни. Упор сместился на способность использовать имеющиеся знания и навыки в определенных жизненных ситуациях.
Характеристики учащихся с хорошо развитыми навыками функциональной грамотности:
- способность успешно решать широкий круг повседневных задач;
- умение общаться и находить решения в различных социальных ситуациях;
- способность грамотно использовать основные навыки чтения и письма;
- установление междисциплинарных связей путем изучения и оценки одних и тех же фактов и явлений с разных точек зрения.
В целом, это междисциплинарный навык, связанный с результатами изучения школьной программы и, более конкретно, с универсальной учебной деятельностью (личностной, познавательной, регулятивной и коммуникативной). Это ключевое понятие ФГОС.
Иными словами, функциональная грамотность – это не просто новое направление, а важнейшая тенденция развития образования в России и мире, которую уже сейчас должны учитывать все современные учителя-профессионалы.
Разумеется, введение школьных знаний в реальную жизнь – это не то, что вдруг осознали специалисты в области образования, а то, что многие опытные и знающие учителя практикуют много лет. Оживленные дебаты на эту тему просто показывают, куда сместился фокус развития образования.
Так, существенные изменения в ЕГЭ и ОГЭ в последние годы иллюстрируют влияние функциональной грамотности.
Акцент делается не просто на знание фактов, дат и формул, а на их реальное использование. Упор идет на то, чтобы научить детей анализировать, систематизировать, отбирать и объединять данные, чтобы в результате получились определенные выводы.
Связь функциональной грамотности и развития российского образования
Стратегическая цель России – войти в десятку стран-лидеров по качеству общего образования к 2024 году. Для анализа этого показателя используется Программа международной оценки учащихся (PISA). Это международная программа, созданная Организацией экономического сотрудничества и развития для определения качества обучения.
Она оценивает учащихся в возрасте 15 лет в форме теста, который проводится каждые три-четыре года. Рейтинг создается относительно практических навыков учащихся и их способности адаптировать полученные знания в жизненных ситуациях. Кроме того, он показывает уровень функциональной грамотности, а также экономический и социальный потенциал страны.
Российские школьники традиционно находятся примерно в середине рейтинга либо выше среднего по различным областям тестирования. В 2018 году Россия заняла 18-е место из 79 стран.
В 2022 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отказалась от проведения PISA в России. Рособрнадзор намерен заменить его на соответствующий отечественный тест уже осенью текущего года.
В наш век, который некоторые философы и социологи называют постинформационным, недостаточно просто потреблять информацию. Мы должны оценивать ее критически и уметь фильтровать огромное количество данных, которые ежедневно льются со всех сторон. Так, недостаточно заучивать таблицу умножения: важно понимать математическую логику и использовать ее в повседневной жизни. Однако это тоже еще не все.
РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
- Еженедельные методические семинары ФГБНУ «ИСРО РАО» (ссылка на циклограмму проведения семинаров: Формирование функциональной грамотности (edsoo.ru)).
- ФИОКО — Открытые задания PISA (fioco.ru).
- Банк заданий для формирования функциональной грамотности (РЭШ).
- Руководство пользователю электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ.
- Видеозапись о доступе к электронному банку заданий ФГ: https://youtu.be/sXa29f7PLLE
- Видеозапись о создании мероприятия для обучающихся: https://youtu.be/JxMoPZE3E0w
- Видеозапись об экспертизе ответов учеников на открытые задания работы: https://youtu.be/cMtNpPKoWMM
- Материалы совещания в режиме видеоконференц-связи с представителями субъектов Российской Федерации по вопросам организационного и методического сопровождения работ по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и формированию функциональной грамотности обучающихся
Ссылка на совещение Ссылка на видеозапись ВКС Презентация Обновление ФГОС
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Сборник материалов республиканского фестиваля «Затейник» «Функциональная грамотность: умные шаги вместе всей семьей»
- Методические рекомендации «Методические аспекты организации проектно – исследовательской деятельности в образовательных центрах «Точка роста» по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся»
- Понятие «Функциональная грамотность»
- Кейсовая технология
Кычкина А.А., к.п.н., методист ЛФФГ ДИРО.
- Методическое пособие «Чтение — образовательная программа «Длиною в жизнь»».
Кычкина А.А., к.п.н., методист ЛФФГ ДИРО. - Методическое пособие «Мониторинг читательской грамотности»
Кычкина А.А., к.п.н., методист ЛФФГ ДИРО. - Методическое пособие «Функциональная грамотность «Учить для жизни: усиление жизненной востребованности содержания образования»»
Кычкина А.А., к.п.н., методист ЛФФГ ДИРО. - Мониторинг читательской грамотности. Рабочая тетрадь-пособие (5 класс)
Автор-составитель А.А.Кычкина.
- Мониторинг читательской грамотности. Рабочая тетрадь-пособие (6 класс)
Автор-составитель А.А.Кычкина.
- Мониторинг читательской грамотности. Рабочая тетрадь-пособие (7 класс)
Автор-составитель А.А.Кычкина. - Естественнонаучная грамотность (пособие)
- Креативное мышление особенности заданий
- Опыт. Формирование. Креативного мышления. Абдулаева О.А
- Особенности оценивания выполнения заданий по креативному мышлению учащимися
- Оценка креативного мышления
- Полезные ссылки _ креативное мышление 2022
- Кейсы по естественно-научной грамотности
- Кейсы по математической грамотности
- Кейсы по читательской грамотности
- Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» 1-4 классы
- Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» 1-4 классы
- Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» 5-9 классы
- Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» 5-9 классы
- Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» 10-11 классы
- Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности» 10-11 классы
Родителям: